Вверх

Вход / Регистрация


Главная / Законы / Образцы документов, комментарии, консультации юристов / Права пациентов как потребителей в сфере здравоохранения

  

Права пациентов как потребителей в сфере здравоохранения

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

Это право рассматривается как неотъемлемое право человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод личности, как специальное право в сфере здравоохранения и как право потребителя.

В соответствии со ст. 20 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I*(1) граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа). Эта программа ежегодно утверждается Правительством РФ.

Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе дополнительного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Некоторые граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством РФ и субъектов РФ.

Статьей 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан закреплено, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и(или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со ст. 61 Основ;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст. 32 Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст. 33 Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со ст. 31 Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со ст. 68 Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"*(2) граждане Российской Федерации имеют право на:

обязательное и добровольное медицинское страхование;

выбор медицинской страховой организации;

выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства;

получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;

возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.

При обращении за медицинской помощью в лечебные организации необходимо предъявлять полис обязательного медицинского страхования (ОМС) - документ, подтверждающий право застрахованного по ОМС гражданина на получение бесплатной медицинской помощи в объеме действующих программ ОМС на всей территории РФ.

Работающие граждане получают (могут обменять) полис ОМС в своих организациях. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, и неработающие граждане - непосредственно в страховой медицинской организации (агентствах).

Базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения и социального развития РФ и утверждает Правительство РФ. На основе базовой программы правительства республик в составе Российской Федерации органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе (ст. 22 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Сейчас действует Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденная постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 811*(3).

В рамках этой Программы бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь;

скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также проведение других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам. Такая помощь предоставляется гражданам в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, больничных и других медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом, как правило, по месту жительства гражданина.

Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), организациями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

В соответствии с Программой и ст.ст. 37.1-43 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан медицинская помощь гражданам оказывается:

организациями и структурными подразделениями скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь);

амбулаторно-поликлиническими и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями и дневными стационарами всех типов (амбулаторная медицинская помощь);

больничными и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь);

лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.

В целях повышения эффективности оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, в структуре медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения может создаваться служба неотложной медицинской помощи.

Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).

Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в следующих случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям:

заболевание, в том числе острое;

обострение хронической болезни;

отравление;

травма;

патология беременности, роды, аборт;

период новорожденности.

При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

Перечисленные виды медицинской помощи предоставляются в организациях здравоохранения всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, и, подчеркнем еще раз, страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о медицинском страховании граждан (ст. 6 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"), т.е. человек может по полису ОМС получить бесплатную медицинскую помощь на всей территории России вне зависимости от места постоянной регистрации или выдачи страхового медицинского полиса. При этом оплата стоимости медицинской помощи иногородним гражданам осуществляется в виде взаиморасчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования, т.е. это никоим образом не касается самого пациента.

В отношении скорой медицинской помощи (оказание безотлагательно, независимо от территориальной и ведомственной подчиненности, бесплатно, всем гражданам, в том числе и иностранным, бесплатно, независимо от наличия паспорта, страхового медицинского полиса, места регистрации и социального статуса) в качестве основания своих требований также следует ссылаться на ст. 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

В соответствии с Программой государственных гарантий в субъектах Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы ОМС.

Гражданин РФ вправе ознакомиться с содержанием территориальной программы государственных гарантий в организации здравоохранения, страховой медицинской организации, органе управления здравоохранением или территориальном фонде ОМС субъекта Российской Федерации.

Территориальные программы государственных гарантий включают в себя:

перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

порядок и условия оказания медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;

порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в организациях здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований;

перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной, скорой и неотложной медицинской помощи (в случае создания службы неотложной медицинской помощи);

перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен;

перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы;

государственное (муниципальное) задание медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы.

По действующей Программе медицинская помощь на территории России оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов ОМС.

За счет средств ОМС финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программы, которая включает первичную медико-санитарную, специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации в следующих случаях:

инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;

новообразования;

болезни эндокринной системы;

расстройства питания и нарушения обмена веществ;

болезни нервной системы;

болезни крови, кроветворных органов;

отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

болезни глаза и его придаточного аппарата;

болезни уха и сосцевидного отростка;

болезни системы кровообращения;

болезни органов дыхания;

болезни органов пищеварения;

болезни мочеполовой системы;

болезни кожи и подкожной клетчатки;

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;

врожденные аномалии (пороки развития);

деформации и хромосомные нарушения;

беременность, роды, послеродовой период и аборты;

отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются:

дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;

дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных учреждений здравоохранения Российской академии наук, Сибирского отделения Российской академии наук при условии размещения в этих учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи;

специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Минздравсоцразвития РФ;

высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированным в порядке, определяемом Минздравсоцразвития РФ;

медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии со сформированным государственным заданием в порядке, определяемом Правительством РФ;

дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительная диспансеризация работающих граждан, в том числе занятых на работах с вредными условиями труда, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

скорая, первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, которая оказывается федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, за исключением затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования;

лекарственные средства, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством РФ;

лекарственные средства, предназначенные для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством РФ.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, либо (при отсутствии учреждений здравоохранения муниципальных образований) соответствующих учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации, либо (при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации) медицинских организаций, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ.

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, переданных в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджет г. Байконура, предоставляется государственная социальная помощь отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются:

специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;

специализированная медицинская помощь, оказываемая в онкологических диспансерах (в части содержания), кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Минздравсоцразвития РФ, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, а также при наркологических заболеваниях;

высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации дополнительно к государственному заданию, сформированному в порядке, определяемом Минздравсоцразвития РФ;

лекарственные средства в соответствии:

с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными средствами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и(или) тканей, с учетом лекарственных средств, предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством РФ;

с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.

За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывается федеральными государственными учреждениями ФМБА, предоставляются:

скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной);

первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.

В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.

Кроме того, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в установленном порядке осуществляется медицинская помощь, предоставляются медицинские и иные услуги в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, санаториях, в том числе детских и для детей с родителями, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, на станциях переливания крови, в центрах крови, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях и прочих медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Минздравсоцразвития РФ, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС.

В конкретных случаях кроме Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи можно ссылаться на следующие акты:

постановление Правительства РФ от 17 ноября 2004 г. N 646 "Об утверждении Правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения"*(4);

приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 декабря 2009 г. N 1047н "О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"*(5);

приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 декабря 2009 г. N 1024н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации"*(6);

приказ Минздравсоцразвития РФ от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями";

приказ Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи"*(7);

приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 октября 2005 г. N 617 "О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний"*(8);

приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 апреля 2005 г. N 249 "Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан"*(9).

Платные медицинские услуги населению могут оказываться государственными и муниципальными организациями здравоохранения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"*(10), но замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо.

Нарушениями прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи Минздравсоцразвития РФ признает:

незаконное взимание врачами и средним медицинским персоналом медицинских организаций денежных средств за оказание медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной Программой государственных гарантий;

незаконное взимание денежных средств в кассу медицинских организаций за оказание за плату медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной Программой государственных гарантий;

взимание денежных средств за предоставление платных медицинских услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий, на осуществление которых у медицинской организации не имеется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением;

незаконное взимание денежных средств за выдачу направлений на лечение, рецептов на отпуск лекарственных средств;

приобретение за счет средств пациентов лекарственных средств и изделий медицинского назначения из утвержденного территориальной программой государственных гарантий перечня жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий (информация Минздравсоцразвития РФ от 1 июля 2009 г. - Памятка гражданам о реализации права на бесплатную медицинскую помощь*(11)).

Методические рекомендации "Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования"(утвержденные Федеральным фондом ОМС 27 апреля 1998 г.*(12)) определяют более широкий перечень оснований для предъявления претензий и иска по возмещению вреда (ущерба), нанесенного гражданину при оказании ему медицинской или лекарственной помощи:

1) невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на предоставление лечебно-профилактической помощи по ОМС;

2) выставление счета за фактически неоказанную услугу (случай медицинской помощи):

- неоднократное включение в счет одной и той же медицинской услуги;

- выставление счета за услуги, не предусмотренные программой ОМС и лицензией медицинской организации, а также за действия, не являющиеся отдельно оплачиваемой медицинской услугой при принятом порядке оплаты;

3) оказание застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества:

- невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.);

- необоснованное (без достаточных показаний или при наличии противопоказаний) проведение диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболевания или удлинению сроков лечения;

4) нарушения в работе медицинских организаций, наносящие ущерб здоровью застрахованных:

- заболевания (травмы, ожоги) и осложнения, возникшие в период пребывания пациента в медицинской организации по вине медицинских работников, потребовавшие оказания дополнительных медицинских услуг, в том числе:

- внутрибольничное инфицирование, связанное с неправильными действиями медицинского персонала;

- осложнения после медицинских манипуляций, процедур, операций, инструментальных вмешательств, инфузий и т.д., связанные с дефектами их выполнения или недоучетом противопоказаний;

5) преждевременное (с клинической точки зрения) прекращение лечения, приведшее к ухудшению состояния больного, развитию осложнения, обострению, утяжелению течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента или его родственников), в том числе:

- преждевременная выписка больного, повлекшая повторную госпитализацию, или удлинение периода реконвалесценции, или хронизацию заболевания, или другие неблагоприятные последствия:

- преждевременное прекращение врачебного наблюдения в амбулаторных условиях и др.;

6) иные нарушения, ущемляющие права застрахованных, гарантированные ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

В случае нарушения прав пациента (отказ в получении медицинской помощи, взимание платы за медицинские услуги, которые должны быть бесплатными, некачественное оказание медицинской помощи) согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и ст.ст. 6, 27 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" гражданин может использовать досудебные (административные) и судебные способы защиты своих прав и свобод.

1. Досудебные способы:

а) обращение в органы управления сферы здравоохранения к должностным лицам медицинских учреждений;

б) обращение в правоохранительные органы;

в) обращение в общественные организации и иные негосударственные институты (в том числе соответствующие профессиональные медицинские ассоциации);

г) обращение в органы, связанные с системой ОМС;

д) обращения в третейские суды.

2. Судебные способы:

а) жалобы в суд;

б) исковое заявление в суд. Пациент-потребитель вправе обращаться:

к руководителю организации здравоохранения;

в страховую медицинскую организацию (в страховых случаях), выдавшую застрахованному полис ОМС и, таким образом, взявшую на себя ответственность по защите его прав (телефон есть на индивидуальном страховом полисе).

В соответствии с действующим законодательством страховая медицинская организация (территориальный фонд обязательного медицинского страхования, выполняющий функции страховщика) обязана защищать интересы застрахованных граждан.

При обращении застрахованного по поводу некачественного оказания медицинской помощи страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи данного случая, направить заявление застрахованного вместе с необходимыми документами в медицинскую организацию.

В заявлении должны быть указаны время, место, обстоятельства причинения материального вреда (ущерба), лицо, виновное в причинении вреда, заявляемый размер ущерба. При наличии подтверждающих документов они должны быть приложены к заявлению.

Заявление пострадавшего либо его представителя должно быть рассмотрено руководителем медицинской организации или частнопрактикующим врачом не позднее 10 дней со дня его поступления.

С целью более объективного рассмотрения заявления обе стороны вправе запросить и использовать заключения экспертов.

При достижении обоюдного согласия между руководителем медицинской организации или частнопрактикующим врачом и представителем застрахованного пациента выносится решение о выплате потерпевшему суммы возмещения материального вреда (ущерба).

Решение о выплате ущерба оформляется приказом руководителя медицинской организации. Приказ должен быть мотивированным, в нем указываются: дата нанесения ущерба; гражданин, которому устанавливается возмещение ущерба; размеры возмещения и сроки выплаты.

Копия приказа о возмещении материального ущерба вручается застрахованному пациенту.

Материальный вред возмещается в виде денежной выплаты.

Медицинская организация производит возмещение вреда (ущерба) в виде выплаты денежной суммы на открытый пациентом счет в банке.

При отсутствии согласия между сторонами пациенту вручается мотивированный отказ. При получении мотивированного отказа страховщик (представитель застрахованного) вправе обратиться в суд.

В случае защиты нарушенного права самим застрахованным либо его представителем претензия предъявляется медицинской организации или частнопрактикующему врачу (специалисту, работнику).

Процедура рассмотрения и принятия решения медицинской организацией либо частнопрактикующим врачом аналогична процедуре, когда защита прав застрахованного осуществляется страховщиком.

Если результаты рассмотрения не удовлетворили потребителя, он может обратиться в соответствующий орган управления здравоохранением (муниципального образования, субъекта Российской Федерации) по подчиненности организации здравоохранения, а также в территориальные фонды ОМС региона (телефоны всех территориальных фондов ОМС есть на официальном сайте Федерального фонда - www.ffoms.ru) или в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Если и здесь результаты рассмотрения не удовлетворили пациента, он вправе обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

В случаях нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях здравоохранения гражданин вправе сразу обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Для граждан предусмотрен льготный порядок судебной защиты их прав в сфере медицинского обслуживания.

Статьей 29 ГПК РФ по данной категории споров гражданам предоставлено право выбора суда для подачи искового заявления. Иск может быть подан как по месту жительства истца (заявителя), так и по месту нахождения ответчика (медицинской организации).

В соответствии с п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, граждане освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.

При судебном способе защиты прав застрахованных страховщик обязан зарегистрировать устное или письменное обращение, организовать и произвести экспертизу качества медицинской помощи в данном случае, оказать содействие застрахованному в оформлении претензии и иска к медицинской организации или частнопрактикующему врачу и направить заявление застрахованного пациента вместе с необходимыми документами в суд.

К заявлению застрахованного прикладываются результаты экспертизы страховой медицинской организации.

Суд рассматривает иск о возмещении вреда (ущерба) застрахованным пациентам и выносит по ним решения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред (ущерб), причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Организации здравоохранения независимо от формы собственности и частнопрактикующие врачи (специалисты, работники), участвующие в системе ОМС, несут ответственность за вред (ущерб), причиненный застрахованным гражданам их врачами либо другими работниками здравоохранения.

Ответственность за вред (ущерб) наступает в случае наличия причинно-следственной связи между деяниями (действием либо бездействием) работников медицинской организации, независимо от форм собственности, или частнопрактикующих врачей (специалистов, работников) и наступившими последствиями у застрахованного пациента.

В случае, когда медицинскую помощь ненадлежащего качества оказали несколько организаций здравоохранения или частнопрактикующих врачей (специалистов, работников) либо действия самого пациента оказали влияние на качество медицинской помощи, наступает смешанная ответственность. При смешанной ответственности ее размер определяется соответственно степенью вины каждой из сторон.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред (ущерб), причиненный личности, потребителю (в системе ОМС - застрахованному), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ущерб).

Законом обязанность возмещения вреда (ущерба) может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (ущерба).

Возмещение вреда (ущерба) состоит в выплате потерпевшему денежной суммы, которую он произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного здоровья в связи с оказанием ему некачественной медицинской или лекарственной помощи, а также возмещением упущенной выгоды и морального ущерба.

Лица, совместно причинившие вред (ущерб), отвечают перед потерпевшим солидарно (ст. 1080 ГК РФ).

В случае, когда лицо возместило вред (ущерб), причиненный другим лицом, оно имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (ст. 1081 ГК РФ).

Размер возмещения зависит от величины понесенных на лечение расходов, длительности нетрудоспособности застрахованного, результата (выздоровление, хронизация полученного заболевания либо травмы, инвалидность, смерть застрахованного), а для работающего - также от степени утраты трудоспособности и размера утраченного заработка (дохода).

Размер возмещения определяется на основании счетов соответствующих организаций и других документов либо согласно ценам, сложившимся в той местности, в которой потерпевший понес эти расходы, а также документов, подтверждающих размер утраченного заработка.

Суммы возмещения вреда (ущерба) подлежат индексации в установленном законом порядке в связи с повышением стоимости жизни.

Потерпевшему, нуждающемуся в нескольких видах помощи, возмещаются расходы, связанные с получением каждого вида помощи.

В денежные суммы, компенсирующие вред (ущерб), нанесенный застрахованному гражданину, входят расходы на его обследование и лечение, в том числе санаторно-курортное, уход за потерпевшим, протезирование, приобретение и ремонт специальных транспортных средств, профессиональное переобучение и другие расходы, связанные с устранением последствий нанесенного ему вреда (ущерба), если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение.

Кроме того, возможна компенсация морального вреда (определяется только судом). Ее размер определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя ущерба (вреда). При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно ст. 1094 ГК РФ лица, ответственные за вред, вызвавший смерть потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. Пособие на погребение, полученное гражданами, понесшими эти расходы, в счет возмещения вреда не засчитывается.

В своем решении о денежном возмещении вреда (ущерба) суд указывает согласно ст. 1101 ГК РФ размеры и сроки возмещения.

Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

Л.М. Долинская,

врач, ЦЛФК и СМ

 

"Законы России: опыт, анализ, практика", N 5, май 2010 г.

 

?????????????????????????????????????????????????????????????????????????

*(1) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

*(2) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 920.

*(3) СЗ РФ. 2009. N 43. Ст. 5062.

*(4) СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4664.

*(5) Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 17 февраля 2010 г. N 33 без приложений, а для потребителей имеет особое значение Приложение N 5 "Порядок направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи". В случае обращения читателей обязуемся подробно осветить этот документ.

*(6) Российская газета. 2010. 10 февр.

*(7) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 43.

*(8) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 45.

*(9) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 19.

*(10) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

*(11) http://www.minzdravsoc.ru

*(12) Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. М.: ФФОМС, 2000.

Опубликовал: horvat309

Дата: 08.11.2015 15:16

Личное сообщение



Последнее на сайте

С Новым Годом!!!

Друзья, вот и подошел к концу этот год, это отличная возможность, чтобы окинуть ...

Как быстро пройти повторную регистрацию?

  Чтобы очистить наши ряды от ботов и спамеров, всем РЕАЛЬНЫМ участникам ...

Ортопедические проблемы (информация для родителей)

Процесс формирования ортопедических последствий спинномозговой грыжи имеет общие ...

Лечение косолапости (МЕТОД ПОНСЕТИ)

Лечение косолапости (МЕТОД ПОНСЕТИ) Метод был разработан Игнатио Понсети в Ам ...

Последние обсуждения

Школа Spina bifida

Впервые в России!!!  Школа для родителей детей с последствиями спинномоз ...

Re: Центр Spina bifida

Открыт прием на апрель месяц (5 и 26 апреля). Успейте записаться!!! Осталось все ...

Re: Центр Spina bifida

Открыт прием на март месяц (1 и 15 марта). Успейте записаться!!! Осталось всего ...

Re: Центр Spina bifida

Консилиум в феврале месяце состоится 8 и 15 февраля. Успейте записаться!!! в СПб ...

Re: Центр Spina bifida

Открыт прием на январь месяц (30 января), только один день!!! Успейте записаться ...