Вверх

Вход / Регистрация


Главная / Жизнь со SB



Фото

Семья Сакович
Наше Солнышко! Егорка!
Назар
Наши боевые шрамы
Ортопедические средства коррекции

Все фото >>>

Видео

Дети солнца!
Театр "Питер-шед"
ОГОНЁК ФИЛЬМ
Abigail Branson Not Limited by Spina Bifida
Огонечек

Все видео >>>

 

Жизнь со SB

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СПИНА БИФИДА

 

Нельзя приступать к исследованию психосоциальных аспектов развития ребенка со спина бифида, его семьи и ближайшего окружения, не сделав хотя бы краткий предварительный обзор важнейших физиологических последствий этого заболевания,* поскольку они в большой мере будут вызывать те или иные потребности, конфликты и т. д., затрудняющие психосоциальную интеграцию таких больных.

Итак, важнейшими физиологическими последствиями спина бифида являются:

* В 99% случаев, спина бифида осложняется гидроцефалией, заболеванием, которое способно нередко привести к снижению интеллекта.

* Потеря чувствительности кожи ниже уровня травмы.

* Мышечная слабость значительно ниже уровня травмы (в 1% случаев поражение туловища и нижних конечностей).

* Слабость мышц мочевого пузыря и кишечника, которая вызывает недержание мочи и кала. При этом есть риск возникновения кишечных инфекций и\или инфекций мочевыводящих путей.

Эти последствия влияют в большей или меньшей степени в зависимости от каждого конкретного случая как на физическое, так и на психосоциальное развитие больного спина бифида. О проблемах психосоциального развития и пойдет речь на следующих страницах книги.

Чтобы сделать более понятными различные аспекты психосоциального развития больных СБ как в личном, так и в социально-семейном отношении, нужно рассматривать это развитие на его разных стадиях в соответствии с теми или иными обстоятельствами** и факторами** характерными для каждой из стадий, - которые могут в дальнейшем значительно повлиять на нормализацию жизни больного.

** Обстоятельства, как например, временные, семейные, поведенческие и т.д., будут в большой мере зависеть от момента или стадии развития, в которой они проявляются.

*** Факторы, как например, любые влияния, способствующие появлению того или иного результата, будут оказывать продолжительное действие на последующие стадии развития.

 

СТАДИИ РАЗВИТИЯ:

Рождение,

Раннее детство,

Стадия социализации,

Школьный возраст,

Подростковый период,

Зрелость.

РОЖДЕНИЕ

Когда рождается ребенок с СБ, то родители из первого контакта с врачами узнают о болезни ребенка и о ее ближайших и отдаленных последствиях.

Первой реакцией родителей на эту новость часто бывает беспокойство, печаль и чувство безнадежности. Все эти ощущения объединяет бессилие родителей, происходящее от незнания новой, незнакомой и не подчиняющейся их контролю ситуации.

Несмотря на предоставленную врачами информацию, родителям бывает трудно в первый момент не только воспринимать ее должным образом, но и задавать вопросы, которые в это время обуревают их. Большинство этих переживаний, как говорилось выше, связано с недостаточностью знаний о СБ, поскольку все неизвестное всегда порождает страх и беспокойство.

На этой первой стадии целый ряд факторов и различных обстоятельств оказывают сильное влияние как на развитие динамики семейных отношений, так и на начальное развитие новорожденного. В большинстве случаев страх, подавленность и т.д. вызывают у родителей:

* Глубокое чувство вины за свои ошибки и за то, что у них появился ребенок с СБ. Иногда родители бывают склонны винить в этом других людей, с которыми они общаются, например, врачей.

* Позицию неприятия реальности, обусловленную бессилием бороться с ситуацией такого рода (невозможность разумно воспринимать случившееся заставляет родителей отказываться признавать существование проблемы).

* Противоречивые чувства по отншению к больному ребенку (любовь/ ненависть), которые происходят от крушения надежд, возлагавшихся на этого ребенка.

Все это вместе взятое и будет порождать неприятие проблемы, что в дальнейшем отрицательно повлияет на психосоциальное развитие больного ребенка и семьи в целом.

РАННЕЕ ДЕТСТВО

На этом этапе жизни ребенка, страдающего СБ, семья будет закладывать основы его развития. Главная роль здесь, в силу целого ряда причин, принадлежит матери:

Влияние матери на ребенка в этот период огромно, она должна кормить, ухаживать за ребенком, оказывать ему всестороннее внимание и т.д.

В случае, если ребенок болен СБ и в раннем детстве ему часто бывает необходимо то или иное лечение, специальный уход, помощь врача или медсестры, реабилитационные меры, раннее вмешательство, - мать должна позаботиться о том, чтобы он своевременно получал все это.

Таким образом, поскольку больной ребенок нуждается в постоянном материнском внимании и уходе, это вызывает ряд условий, которые в социальном и психологическом отношении будут отрицательно сказываться на ребенке и на других членах семьи. К этим условиям относятся:

* Оставление матерью работы для того, чтобы ухаживать за ребенком.

* Внимание к больному ребенку за счет невнимания к остальным членам семьи (мужу, другим детям).

* Уменьшение, а часто и прекращение вне семейных контактов (с родственниками, друзьями, соседями).

Все вышеуказанные условия будут по - разному отражаться на членах семейного сообщества. Обычно они вызывают:

* Чувство безнадежности у матери из-за того, что она вынуждена оставить работу.

* Ревность и непонимание других детей, которые видят, что мать постоянно занята больным братом или сестрой.

* Появление у других детей в то же время чувства повышенной ответственности за больного брата или сестру и за уход за ним\ней.

* Появление у матери чувства чрезмерной загруженности и ответственности за решение проблемы, когда она вынуждена бывает справляться с ней в одиночку (отец, в основном, избегает брать на себя в полной мере такую ответственность, поскольку должен большую часть времени уделять другим занятиям, особенно, работе).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

С двух лет ребенок, хотя по-прежнему нуждается в том же внимании и уходе как в медицинском, так и в психологическом отношении, но, помимо того, для полноценного развития ему необходимо общение со сверстниками. Эту потребность поможет удовлетворить посещение яслей, детского сада и т. д., так как оно будет способствовать развитию у ребенка навыков социализации.

Условия, которые на этой стадии будут положительно влиять на психосоциальное развитие ребенка, следующие:

* Ребенок с СБ должен начать посещать детские дошкольные учреждения в установленные сроки, чтобы он, в меру своих возможностей, стал общаться со своими сверстниками, как любой здоровый ребенок (при этом нужно, чтобы он принимал участие в играх наравне с другими детьми, следует избегать чрезмерной опеки).

* Посещение ребенком яслей и детского сада, способствующее его дальнейшей школьной и социальной интеграции.




Последнее на сайте

С Новым Годом!!!

Друзья, вот и подошел к концу этот год, это отличная возможность, чтобы окинуть ...

Как быстро пройти повторную регистрацию?

  Чтобы очистить наши ряды от ботов и спамеров, всем РЕАЛЬНЫМ участникам ...

Ортопедические проблемы (информация для родителей)

Процесс формирования ортопедических последствий спинномозговой грыжи имеет общие ...

Лечение косолапости (МЕТОД ПОНСЕТИ)

Лечение косолапости (МЕТОД ПОНСЕТИ) Метод был разработан Игнатио Понсети в Ам ...

Последние обсуждения

Школа Spina bifida

Впервые в России!!!  Школа для родителей детей с последствиями спинномоз ...

Re: Центр Spina bifida

Открыт прием на апрель месяц (5 и 26 апреля). Успейте записаться!!! Осталось все ...

Re: Центр Spina bifida

Открыт прием на март месяц (1 и 15 марта). Успейте записаться!!! Осталось всего ...

Re: Центр Spina bifida

Консилиум в феврале месяце состоится 8 и 15 февраля. Успейте записаться!!! в СПб ...

Re: Центр Spina bifida

Открыт прием на январь месяц (30 января), только один день!!! Успейте записаться ...